Перейти к содержимому

Доклад «Место творчества и чтения — библиотека п. Ленинский» в рамках районного семинара ЦРДБ  «Успешная библиотека-новому поколению»

Сегодня, в период динамичного развития информационных технологий и создания нового информационного пространства, культура чтения не утратила своего значения для развития общества. Внимание к проблеме чтения – нечтения на всех уровнях объясняется прямой зависимостью от нее будущего молодого поколения. Большая роль в решении этого вопроса отводится библиотеке, особенно детской, которая является уникальной средой воспитания «умения читать» как основы для образования, самообразования, воспитания чувств и воображения, способствующих творческому развитию детей и подростков.

Во время просмотра кинофильма, спектакля, знакомства с картиной зритель воспринимает образы, созданные режиссёром, художником, музыкантом. В процессе чтения книги читатель творит эти образы сам. Акт творчества совершается непосредственно в момент чтения. В отличие от воссоздающего воображения, которое работает при чтении научно-познавательной литературы, творческое воображение включается в момент общения с художественной литературой, которая даёт читателю пространство для воображения.

Роль библиотек в этом процессе неоспорима. Детская библиотека – это особый, удивительный мир: книжный мир, в котором дети получают уникальную возможность познания нового, делают первые шаги в неизвестное и загадочное. Все для них в этом мире – удивление, открытие, так или иначе воздействующее на развитие или саморазвитие ребенка, на пробуждение интереса, а затем воображения, приводящего к творческому поиску, задумкам.

Ирина Ивановна Тихомирова, известный библиотековед, кандидат педагогических наук, специалист по развитию навыков чтения у детей, занимаясь вопросом творческого восприятия детей обозначила некоторые ведущие его свойства. Свою концепцию она изложила в методическом словаре-справочнике «Психология детского чтения от А до Я» (2004) и в книге «Как воспитать талантливого читателя» (2009). Смысл творческого восприятия, по мнению Ирины Ивановны, – «…это путь, ведущий через образную систему художественного произведения, к душе ребенка, это расширение опыта его жизнедеятельности за счет опыта и судеб литературных персонажей, это развитие креативных способностей, это погружение во внутренний мир людей и их взаимоотношения. В индивидуальном плане это творческая самореализация личности читателя, стимулирующая потребность общения с книгой. В социальном значении – это интеллектуальный и духовный ресурс нации на пути движения к культуре, к прогрессу».

 Ребенок, воодушевленный прочитанным, ищет для себя возможность претворить читательские впечатления в продуктах собственной творческой деятельности, тем самым реализовать свою природную креативность.

 И сегодня хотелось поделиться практическим материалом, который успешно реализуется в библиотеке п. Ленинский, потому что библиотека – это место творчества и чтения для детей и подростков поселка.

 Квест игра «Вокруг да около библиотеки» для детей 3-5 классов.

В игре принимала участие команды из 6 человек. Команда проходит 5 станций, на каждой получает часть фразы. В ходе проведения мероприятия   дети знакомились с вопросами библиографической информированности по указателям, заголовкам в фонде. В конце мероприятия ребята составляют фразу о пользе чтения.

 Первая станция: «Разминка»команде нужно было отгадать загадки о литературных героях. После отгадывания загадок команды получают первую часть фразы.

 Вторая станция: «Словари и энциклопедии» ребятам предлагалось выполнить задание на карточке, пользуясь словарями (словари антонимов, устаревших слов, фразеологизмов, современный толковый словарь, сказать, как правильно пишется то или иное слово. Выполнив задание, ребята получили вторую часть фразы.

Третья станция: «Писатель юбиляр». Ребятам предлагалось выполнить задание на карточке по сказке «Два брата» Евгения Шварца, найдя ошибки в тексте и исправить их. Правильные ответы можно было найти в книге. За выполненное задание команда получила четвертую часть фразы.

 Четвертая станция: «Сложи пазлы»- команде предлагается   сложить из пазлов картинку.

Задание пятой станции: «Любимые книги детства» ребятам предлагалось найти книгу на полке по подсказкам, которые задаются по очереди:Автор книги – Эдуард Успенский; Герои книги – мальчик, кот и собака; Герои живут в деревне Простоквашино.В книге находилась пятая часть фразы. Из собранных частей ребята собирают фразу «Книга для ума, что теплый дождь для всходов»

  Литературный квест «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана».

Цель данного мероприятия заключается в развитии любознательности и интереса к чтению произведений А.С. Пушкина, умение работать в команде. В игре принимала участие команда из 8 человек. Команда проходит 5 станций, на каждой получает часть фразы.  Карточки с отдельными словами фразы были расположены на стеллажах, в книгах с произведениями А.С. Пушкина, в алфавитном каталоге.  Итогом квеста заключался в составлении фразы: «Добрый сказочник Пушкин».

 Ребята отправились в увлекательное путешествие. Впереди участников квеста ждали приключения по разным станциям: «Подскажи словечко», «Выбери сказку правильно», «Сказочный герой», «Лукоморье» «Алфавитный каталог». Ребята получили хороший заряд бодрости, командного духа и уходя с мероприятия взяли книги А.С. Пушкина для чтения дома. Такая форма мероприятия, как квест, очень нравится нашим юным читателям, здесь они учатся командной работе, раскрывают свои скрытые способности, но и конечно же с большим удовольствием посещают библиотеку.

Литературно-игровой час «Все началось с таблицы, свитка, с бересты», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Мероприятие проводилось для учащихся 4-6 классов.

Участники мероприятия с интересом путешествовали по захватывающим страницам истории письменности. В ходе мероприятия дети узнали об узелковом письме, письме в виде рисунков и иероглифов, о финикийском и греческом алфавитах, о святых братьях Кирилле и Мефодии, которые помогли славянам обрести свою письменность. И с тех пор великие просветители почитаются многими народами, в их честь воздвигнуты памятники, о них написаны книги. Сами поучаствовали в написании писем на бересте, на глиняных табличках, писали письма друзьям узелковой письменностью. Задание для ребят составляло огромную сложность, ведь справиться с написанием старославянских иероглифов дело нелегкое!

Завершилось мероприятие просмотром мультфильма по сказке Киплинга «Как было написано первое письмо», ребята поняли, что письменность — одна из важнейших составных частей человеческой культуры!

Правовая- интерактивная игра «Дети в мире взрослых».

Проходила в библиотеке с ребятами старших классов сельской школы. На мероприятие был приглашён специалист по делам несовершеннолетних. Он провел беседу, где ребята узнали о своих правах и обязанностях, получили памятки о правах подростков в мире взрослых. Продолжением нашего мероприятия стала интерактивная игра, с применением интерактивной доски, с заданиями ответ — вопрос. Ребятам очень нравятся такие мероприятия, здесь они раскрывают свои способности логически думать, размышлять и отстаивать свою точку зрения, делиться знаниями, полученными на уроках истории и обществознания.

Такая форма игры с участием специалиста органов власти создает официальную обстановку, формирует осознанность в поведении и ответственность.

Час интересного сообщения «Азбука Ивана Фёдорова».

Библиотекарь рассказывает читателям об основателе первой на Руси печатной типографии, об азбуке 1578 года, об Иване Фёдорове, который имел свой личный герб. С большим удовольствием ребята участвуют в конкурсе «Художник», где создают свой семейный герб и обложки книг.

В современных условиях библиотекам необходимо постоянно развиваться, повышать качество традиционных услуг, продолжать поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.

Театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и развивать театральные способности.

Театрализованные формы продвижения книги помогают сделать книгу привлекательной и актуальной. Влюбить читателей в литературу, поэзию, помочь сформировать художественный вкус, содействовать развитию творческих способностей, привить потребность в познании прекрасного – вот задачи, которые решает библиотека п. Ленинский.

 Библиотека плюс театр –замечательное содружество, эффективный инструмент работы, способный приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей.

Для читателей детей в библиотеке п. Ленинский работают театральный кружок «Искорка», кукольный кружок «Солнышко», теневой театр книги.

В театральном кружке дети участвуют в создании постановок, выступают в библиотеке и на сцене сельского дома культуры с такими представлениями:

«Как Емеля масленицу   встречал», «Тёркин» по произведению А.Твардовского (к празднованию 9 мая), «Письмо бывалого солдата», «Теремок» и др.

Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол стараемся эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. В кукольном театре дети под руководством библиотекаря создают героев, репетируют и представляют произведения для ребят дошкольного возраста: «Лиса и заяц», «Репка», «Колобок» и другие.

Следующая форма театрализации, как театр теней приобрел в нашей большую популярность среди детей.

Теневой театр – это древний, очень зрелищный и любимый вид театрального искусства. Впервые об этом удивительном жанре упоминается в Китае. Участники теневого театра участвуют в проведении различных мероприятий в библиотеке, школе, где уже с успехом прошли мини-спектакли «Под грибом», «Курочка-ряба».

Проведение в сентябре 2023 года площадки четвёртого краевого фестиваля развития детей «Волшебные Двери 75» дал возможность показать работу библиотечных формирований, организованных в библиотеке. Участники фестиваля пополняют ряды кружковцев, читателей, театралов. Это

Анализируя работу с читателями, можно с уверенностью сказать, что наша библиотека в целом является территорией творчества и чтения.

Список используемой литературы:

  1. Большой толковый словарь русского языка: около 60 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. -Москва: АСТ: Астрель, 2004. – 1268 с.
  2. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1. Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1.). — Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
  3. Симонович-Ефимова, Нина Яковлевна. Теневой театр: Сказка А. С. Пушкина. «Как весенней теплою порою»: [Текст сказки, сценарий и указания к постановке] / Н. Я. и И. С. Ефимова. — Москва; Ленинград: КОИЗ, -1937.

18.10.2023г.
Подойницына Оксана Викторовна,
 гл. библиотекарь библиотечного филиала п. Ленинский.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять