Земляки — покорившие космос

 (те, что родились и выросли или какое-то  время жили и работали в Забайкалье)

Владимир Титов

Командир космических кораблей (КК) «Союз ТМ-4», «Союз ТМ-6» и 3-й основной экспедиции орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир», летчик-космонавт СССР № 54, полковник.

Космонавт, получивший в Советском Союзе звание Героя, два ордена Ленина и орден Красной Звезды, в Болгарии — орден Георгия Димитрова, в Афганистане — «Солнце Свободы», во Франции — орден «Почётного легиона». Кроме этого, у Титова две медали «За космический полёт» — их вручили ему в НАСА. А родился Владимир Георгиевич в нашем г. Сретенске Читинской области, 1 января 1947 года в семье военнослужащего. Когда он еще был школьником, его семья переехала на Украину. А по окончании школы, в 1965 году, Владимир поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое успешно окончил в 1970 году. Но на этом не остановился и в 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Правда, эпическое шествие космонавта Владимир Георгиевич начал задолго до академии. В 1976 году он зачислен в отряд космонавтов и после полного курса обще космической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз», «Союз Т» и на орбитальных станциях типа «Салют» и «Мир». В апреле 1983 года он отправился в свой первый космический полёт как командир корабля «Союз Т-8», проведя в полёте 2 дня 17 минут 48 секунд. Второй полёт он выполнял на борту станции «Мир» вместе с Мусой Манаровым с 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988. Целый год летал!

Это был первый мировой рекорд по пребыванию в космосе на околоземной орбите.

В феврале 1995 года Владимир Титов участвовал в полёте «STS-63» на корабле «Discovery» — первом полёте по новой совместной российско-американской программе. В сентябре 1997-го полковник Титов стартовал на «STS-86» — седьмом полёте многоразового корабля со стыковкой со станцией «Мир». Всего наш земляк налетал 387 суток, из них в открытом космосе — 18 часов 48 минут.

Евгений Тарелкин

Родился 29 декабря 1974 г. в поселке Первомайский Читинской области (ныне Забайкальский край). Женя с детства был околдован небом и мечтал осуществить свои детские мечты. И неспроста, ведь его отец Игорь был парашютистом-испытателем. Но сын шагнул дальше.   Окончив лицей имени Гагарина, Женя поступает в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М. Команова, которое успешно заканчивает в 1996 году. А вскоре отправляется в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, где за время учебы освоил самолеты Л-29, Л-39, Ил-76. Совершив более 400 прыжков с парашютом, получил звание инструктора парашютно-десантной подготовки. И проведя под водой около 250 часов, квалифицирован как водолаз. В мае 2003 года, после прохождения медицинского обследования в Институте медико-биологических проблем, а затем рассмотрения на Межведомственной комиссии, Евгений Тарелкин был зачислен на должность кандидата в космонавты отряда Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Гагарина. В июне 2005 года после отличной экзаменовки, ему присваивается квалификация космонавта-испытателя. И спустя год он отправляется в командировку в Космический центр им. Джонсона (США) в качестве представителя Центра подготовки космонавтов. В июне 2010 года получил назначение в основной экипаж МКС-33/34. В мае 2012 года был бортинженером дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМА-04М». Этот же экипаж в составе Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и Кевина Форда в октябре 2012 года стартовал на Международную космическую станцию в качестве участников основной экспедиции МКС-33 на корабле «Союз ТМА-06М» где занимался экспериментами по космической биотехнологии. А 16 марта экипаж Тарелкина благополучно возвратился на землю. Указом президента за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного (143 дня) космического полёта, забайкальцу присвоено звание Героя России.

Пономарев Юрий Анатольевич

Родился 24 марта 1932 г. на прииске Кадая Нерчинского района Читинской области.  В 1957 окончил полный курс МАИ по специальности авиационные двигатели.

После окончания МАИ с 10.05.1957 работал на Тушинском моторостроительном заводе. Сначала конструктором по раздаточной коробке, потом перевелся в летно-испытательный отдел. С 1958 летал на самолете ТУ-16 (летающей лаборатории ЛЛ-104) вместе с С.Н. Анохиным.

В 1969 написал заявление в Отряд космонавтов. В 1972 по приказу МОМ был зачислен в отряд космонавтов.

 Его готовили к полёту на космических кораблях «Союз», «Союз-13», «Салют-4», «Салют-6», но в космосе Юрию Анатольевичу побывать не удалось. Но ведь быть космонавтом-испытателем в составе дублирующего экипажа — тоже работа не из лёгких. Он занимался отработкой новых скафандров, управлением на кораблях «Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров». Уйдя из отряда космонавтов в 1983 году, стал главным специалистом по космосу ЦНИИМаш. Кстати, его супруга Валентина Пономарёва была космонавтом-дублёром Валентины Терешковой.

Белобородов Валерий Михайлович

Родился 26 октября 1939 года на станции Оловянная, космическая судьба была сложнее. Став лётчиком, он летал на Як-18, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Л-29, Ил-14. В 1967 году Белобородов проходил общекосмическую подготовку, но был отчислен из отряда космонавтов из-за… отказа вступить в КПСС (это не единственный случай, кстати). Но и его можно считать героем — он продолжил службу в частях ВВС, а в декабре 1979 года принимал участие в штурме дворца Амина (Афганистан) в качестве помощника командира корабля самолёта, доставившего штурмовую группу. Далее был правым лётчиком литерного самолета Ту-134, служил в авиационном полку особого назначения, летал на самолетах Як-18, Миг-15, МиГ-17, МиГ-19, Л-29, Ил-14.

Сергей Николаевич Рыжиков

С июля 1997 года по февраль 2007 года проходил службу на должностях летчика, старшего летчика, командира авиационного звена, начальника штаба—заместителя командира авиационной эскадрильи, командира авиационного звена истребительного авиационного полка 23-й Воздушной армии и 14-й Армии ВВС и ПВО ст. Домна Читинской области.

Совершил космический полёт в качестве командира экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-02» и бортинженера экипажа Международной космической станции в октябре 2016 — апреле 2017 года. Участник основных космических экспедиций МКС-49/50. Продолжительность полёта составила 173 суток 3 часа 15 минут 21 секунд. Подполковник (2009).

14 октября 2020 года в 8:45:04 стартовал с площадки № 31 космодрома Байконур в качестве командира экипажа космического корабля «Союз МС-17», бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-63 и командира МКС-64 основных космических экспедиций. Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации.

О ком не пишут в газетах

Есть люди, о которых не пишут в газетах, но имена их непосредственно связаны с космосом. Родились в Чите и учились в одном классе школы №5 два друга — Юрий Князькин и Владимир Попов. Мечтали о звёздах. В итоге Юрий Михайлович всю жизнь (его не стало зимой 2017-го) трудился в «звёздной фирме» — НПО прикладной механики (ныне — ОАО «ИСС» имени академика Решетнева). Главный конструктор, доктор технических наук, профессор, автор 100 научных работ, 5 изобретений, лауреат Государственной премии СССР, член президиума Федерации космонавтики РФ, он был знаком и работал с легендарными конструкторами Сергеем Королёвым и Михаилом Решетневым. Это Князькин возглавлял работу по проектированию и сдавал в эксплуатацию (ещё в середине 1990-х) ту самую систему «ГЛОНАСС», о которой теперь знает каждый.

В честь нашего земляка названа звезда девятой величины в созвездии Козерога.

А его друг и одноклассник Владимир Михайлович Попов, с которым они после школы поступили в МАИ, был ведущим инженером-конструктором космической техники, занимался проектированием систем ориентации космических аппаратов и разработкой научно-производственных систем прикладной механики. Кстати, у них есть ещё один знаменитый одноклассник — народный артист СССР Юрий Соломин.

Выдающийся инженер-испытатель авиационной и космической техники Олег Долгих родился в Чите 8 марта 1938 года. Мечтал об авиации, занимался в аэроклубе, учился — школу №3 окончил с золотой медалью. В его жизни было много настоящих подвигов — он занимался испытаниями пассажирских и военных самолётов, в том числе самолёта с вертикальным взлетом Як-38. Под его руководством проведены сложнейшие испытания нескольких авиационных и космических комплексов, высотных самолётов М-17 «Стратосфера» и М-55 «Геофизика», специального самолёта для транспортировки элементов системы ракеты-носителя «Энергия», первого российского турбовинтового самолёта бизнес-класса «Гжель». В 1984 году наш земляк стал руководителем комплексных испытаний космического корабля многоразового использования «Буран», который в1988 году стартовал с космодрома Байконур, дважды обогнул Землю, причём, без экипажа, полностью в автоматическом режиме.

 Вячеслав Рогожников, родившийся в Шилке был начальником управления здравоохранения Читинской области. Сейчас Вячеслав Александрович руководит медицинским и санитарно-гигиеническим обеспечением космических полётов, включая медицинский отбор и освидетельствование космонавтов. Он — заслуженный врач России, академик Академии космонавтики, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение в космической медицине, награждён медалями имени Циолковского, Гагарина и Королёва.

Добавить комментарий