15 марта – Всемирный день прав потребителей

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф.Кеннеди (John F Kennedy) в Конгрессе в 1962 году.

Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:
— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор и
— право быть услышанным.

Позднее к ним добавились еще четыре:
— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей и
— право на здоровую окружающую среду.

Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей.

Всемирная организация союзов потребителей — это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

Всемирная организация союзов потребителей защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом.

В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.

Также в последние годы в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно во многих российских городах специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Сценарии:

Классный час «Права потребителя»

Мероприятие «Всемирный день защиты прав потребителей»

Познавательный час «Потребительские знания школьникам»

КВН по теме «Защита прав потребителей

Внеклассное мероприятие по защите прав потребителей

Названия:

«Будь грамотным потребителем. Знай свои права!»
«Защита своих прав при покупке товара в интернет-магазине»
«Учимся защищать права потребителя»
«Под защитой прав никто не бывает обманут»
«Знай свои права! Почувствуй себя уверенно!»
«Права потребителя: знаем, понимаем, защищаем»
«Не обманись, на деньги не попадись»
«Вы и ваши права»
«Идем в магазин: как правильно делать покупки?»
«Мы потребители, какие наши права?»
«Знаете ли вы свои потребительские права и как умеете их защищать?»
«Права потребителей — что важно знать, не забывать!»
«Я иду в магазин – выбираю качество!»
«Мы – потребители»
«Приобретение товаров через интернет – риски и последствия»
«Реклама в жизни современного человека, советы по защите себя при покупках через интернет»
«Потребительские права в цифровую эпоху»
«Азбука потребителя»
«Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей».
«Государственная политика в вопросах защиты прав потребителей».
«Я потребитель услуг и товаров»
«Я имею право знать!»
«Мы потребители XXI века: изучаем, просвещаем, защищаем»
«Как избежать проблем, связанных с покупкой некачественного товара»

Полезные ссылки о Дне защиты прав потребителей:

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Всемирный день защиты прав потребителей

Информация подготовлена зав. информационно-аналитическим отделом О.Серединой