Праздник Белого месяца «Сагаалган»

Истоки торжества

Праздник Белого месяца «Сагаалган» у многих народов мира, в том числе бурят, калмыков, тувинцев, монголов, китайцев, тибетцев и у других народов юго-восточной Азии является символом начала весны, начала расцвета новой жизни.

До ХVII века Сагаалган отмечался осенью — 22 сентября, в день осеннего равноденствия. Начиная с 1267 года, по указу хана Хубилая, празднование «Сагаалгана» было перенесено на первый месяц весны. Каждый год он отмечается в разное время, так как он определяется буддийскими астрологами по лунному календарю.

Детали и традиции

 Накануне «Сагаалгана»     все люди наводят порядок в своем доме, во дворе, разворачивают божницу, перед божницей устанавливают столик, на котором выставляются подношения божествам: чай, молоко, молочные блюда, мясо-грудинка «бүүhэг». В последний день старого года, в так называемый, «бүтүү үдэр», все стараются соблюдать однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется. Такой пост необходим для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций. Бывают, конечно, исключения из правил для людей ослабленных, больных, которым разрешается принимать легкую пищу.

В ночь перед праздником не рекомендуется спать. Нужно зажигать лампадки, возжигать благовония и читать молитвы и мантры. При этом лампадка должна непрерывно гореть до 4-5 часов утра, когда богиня Балдан-Лхамо — божество, обходя Землю, входит в каждый дом и осеняет своим присутствием всех живущих в нем людей, дарит счастье, удачу и благополучие на последующий год всем живым существам — Эхэ зургаан зүйл хамаг амитадта.

Прежде чем, садиться   за праздничный   стол и приступить к трапезе, нужно обязательно давать воздаяние молоком и первинкой всех видов пищи домашнему очагу, духам земли, высокому небу. Сакральное значение огня и молока в бурятской культуре известно с незапамятных времен. Согласно мифологическому коду бурят, символ отца семьи выстраивается из искр огня в домашнем очаге, которые вздымаясь вверх, на небесах превращаются в звезды, тем самым олицетворяя продолжение рода. Символом же матери является молоко, которое мать каждое утро воздает небесам, а брызги молока, превратившись в Млечный путь, охраняют не только людей, но и все живых существ, населяющих нашу вселенную.

У бурят есть   правило, неукоснительно применяемое в повседневной жизни. Это — «правило меры и достаточности». Главный смысл его заключается в том, что нельзя брать больше того, что тебе нужно и кушать больше того, чем хочется. И только в «Сагаалган» разрешается отступить от этого правила: можно покупать всё то, что тебе понравится и не ограничивать себя в пище за праздничным столом.

Традиционные блюда

В «Сагаалган» на праздничный стол ставят традиционные национальные блюда, среди которых должна преобладать «белая пища» — молоко и молочные блюда. Среди них ставят:
* саламат, приготовленный из пшеничной, ржаной или ячменной муки с добавлением масла или сметаны;
 *десерт «үрмэ» — сушеные молочные пенки, «тарак», «аарса»,
*кумыс «сэгээ» — кисломолочные напитки;
*десерт: пюре из клубней саранок с молоком, «холисо» из творога, сметаны, толченой черемухи, клубней саранок.
*«бүхэлёр» — отварную баранину,
*«hугабша» — шашлычки из печени,
*блюда с мясным фаршем — бузы, шарбин, хуушуур.

      К мясным блюдам подают соленый дикий лук «мангир», «гоогол» — чеснок. Мучные блюда составляли «боово» — хворост, пресные пшеничные лепешки, иногда сверху приправленные диким луком «мангир» со сметаной. Украшением стола служат варенья и морсы из дикоросов – смородины, брусники, голубики, моховки; отдельно ставят на стол замороженные плоды брусники и плодов яблоньки-дичка. Гостям наливают зеленый чай, чай из аира болотного, листьев иван — чая, чай из сбора листьев смородины, шиповника, боярышника, брусники.    

      В первый день «Сагаалгана» все традиционно посещают своих родителей, приветствуют их и дарят подарки. Так, приветствуя отца и мать, сын или дочь преподносят им хадак и вручают подарки, желают им крепкого здоровья и долгих лет жизни. Родители в свою очередь поздравляют своих детей и также говорят им благопожелания. 

      На второй день «Сагаалгана» начинается хождение в гости к другим родственникам. Прежде всего, посещают своих самых старших родственников, как по отцовской линии, так и по материнской, и лишь затем посещают других родственников. Во время таких походов в гости дети показывали старшим свое прекрасное  знание родословной. Каждый ребенок должен был знать свой род минимум до седьмого колена. Некоторые знатоки рассказывали свою родословную до двадцатого колена и более.

Ни один народный праздник, особенно «Сагаалган» не обходится без песен и народных забав.  Молодежь водит хороводы «Ёхор», «Нэрьелгэ». А дети помладше играют в косточки «шагай», в «альчики», в прятки «малгай нюуха», перетягивают длинный укрюк «урга», которым табунщики ловят своих лошадей, устраивают состязания «кто дальше?» — «шүүр шэдэлгэ», устраивают прыжки через волосяную веревку, игру «тээг сохилго» — это игра наподобие русской игры в подкидывание одной ногой зоски.

 В музейно-выставочном центре Читы открылась выставка   художника, скульптора, уроженца села Укурик, Хилокского района Забайкальского края — Даши Намдакова. Открытие выставки приурочено   к празднику Белого месяца в Забайкалье.

 Первая персональная выставка скульптора прошла в Иркутске в 2000 году. После этого он провёл множество выставок по всему миру: от Токио и Пекина до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Зрителям представлены бронзовые скульптуры, авторские куклы и произведения, выполненные в жанре малой пластики.

Художник подготовил выставку для забайкальцев, которую могут посетить взрослые и дети.

 Материал подготовила: методист по работе с детьми Патрина А.Н.

Добавить комментарий